Епихина Ольга Дмитриевна, воспитатель

«Чтение детям дома»

 Уважаемые родители!

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Взрослый, читая книгу, должен сделать этот процесс увлекательным и соблюдать некоторые правила:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате.

Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи.

Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает

ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве.

Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

На воспитание детей оказывают влияние самые разнообразные жанры художественного слова -сказки и рассказы, стихи и потешки, пословицы и поговорки.

Социологи и психологи всего мира утверждают, что именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую и социально ценную личность. Что, как и когда мы можем сделать для детей по привлечению к их чтению? Для того чтобы грамотно руководить процессом приобщения детей к чтению, предлагаем наши советы:

 Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у ребенка отношение к чтению как к удовольствию: цитируйте строки прочитанных книг, делитесь впечатлениями и эмоциями в процессе чтения (смейтесь, удивляйтесь) и т. п. Нет ничего более эффективного, чем воспитание своим примером.

Наглядно демонстрируйте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. В семье должна быть домашняя библиотека.

Читайте ребенку вслух ежедневно. Подключайте к чтению всех членов семьи. Выделите дома специальное место для чтения и хранения детских книг.

 Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать, отмечая данный факт как неоспоримое достоинство человека. Хвалите приятелей ребенка, если они уже умеют читать, но избегайте упреков: дескать, вон они какие молодцы, а ты …

Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.

Поощряйте попытки самостоятельного чтения книг ребенком (даже его имитацию: чтение наизусть с одновременным переворачиванием страниц в нужном месте).

Не прекращайте чтение вслух тогда, когда ваш ребенок научится читать достаточно беглоЧитать ему все равно еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку, а скучное занятие отвращает. Чтение вслух сближает взрослых и детей, ребенок может о чем-то спросить, выразить свои впечатления, возникшие после прочитанного.

 Посетите с ребенком библиотеку и научите пользоваться ее фондами. Регулярно посещайте библиотеку в дальнейшем.

 Предоставьте ребенку возможность самому выбирать книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. д.) по интересующей его тематике.

Подпишитесь на детские журналы на имя ребенка с учетом его интересов и увлечений (при его непосредственном участии).

Во время поездки (на поезде, в машине,самолете) предлагайте ребенку видео- и аудиозаписи знакомых литературных произведений.

 После просмотра фильма предложите ребенку прочитать книгу, по мотивам которой он был написан.

Не спешите расставаться с не раз прочитанной книгой: сделайте иллюстрации, нарисуйте вместе с ребенком полюбившихся персонажей, «оживите» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани. Связав и т. д., разыграйте домашний спектакль, придумайте свой конец сказки или рассказа.

Воспитывайте бережное отношение к книгам, учите ребенка правилам обращения с ними:

1. Не брать грязными руками.

2.  Не перегибать книгу.

3. Не класть в нее карандаши, ручки и другие предметы – от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

4.  Хранить в специально отведенном месте.

При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребенка обратите внимание на следующее:

1. Книга для ребенка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Картинки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребенок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов реалистичны.

Читайте старшим дошкольникам объемные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги (чтение с продолжением) должно

сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребенка: «На чем мы вчера остановились?». Обязательно пользуйтесь закладкой.

Старайтесь читать по определенной системе, например, познакомьте ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворение.

1. Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.

2.  Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо мыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говориться.

3.  Объясняйте до начала чтение значения тех слов, без понимания которых ребенку будут неясны основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понято ребенком, оно не достигает своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.

4. Читайте выразительно, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок.

Успехов и все у вас обязательно получится!

23d94839c91b5cdf2f9d9a9a435e4014.jpg
12 января 2022 в 10:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.